Основные приемы работы с детьми
1. Уделяйте постоянное внимание и целенаправленное внимание каждому ребенку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх.
2. Быстрее запоминайте имя каждого ребенка и чаще используйте в общении с ним. Обращение к ребенку по имени помогает формированию у него чувства собственного достоинства.
3. Покажите, что вы признаете и уважаете личное физическое и эмоциональное пространство ребенка, его права и чувства. Дайте понять, что у вас тоже имеются собственное, личное пространство, чтобы ребенку легче было определить границы своего.
4. Старайтесь различать потребности ребенка и его поведение. Будьте определенны и последовательны. Всегда помните: НЕГ ПЛОХИХ ДЕТЕЙ, А ЕСТЬ НЕПРИЕМЛЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
5. В общении с ребенком избегайте каких-либо сравнений его с другими.
6. Вы использовали обычное вербальное и физиологическое подкрепление поведения ребенка, а негативные проявления в его поведении все же повторяются. Реакция воспитателя в таких случаях должна быть нейтральной.
7. Убедитесь, что дети понимают и принимают ваши правила и ожидания.
8. Прокомментируйте то, что на ваш взгляд, ребенок говорит, делает, или, может быть, чувствует.
9. Чтобы придать силу чувствам ребенка и дать понять, что его переживания и чувства значимы для взрослого, старайтесь все это выразить словами.
10. Очень важно в общении с маленькими детьми использовать механизм «отраженного слушания». Он помогает найти истинные мотивы поведения ребенка и понять его чувства, причем это важно как для взрослого, так и для самого ребенка.
11. Помогите детям сформировать самооценку, чтобы они не попадали в этом смысле в зависимость от взрослых или других детей. Это необходимо им для самоутверждения и укрепления веры в себя.
12. Не делайте за детей то, что они могут сделать сами.
13. Старайтесь заранее предвидеть возможные сложности и помогайте детям избежать их.
14. Большинство детей испытывают трудности при переходе от одного вида деятельности к другому или же при изменении окружающей обстановки. В этом случае хорошо помогает принцип обратного счета.
15. Маленькие дети, как правило, не любят делиться своими игрушками, для них это всегда серьезная проблема - отдать игрушку или играть самому.
16. Потребность поплакать - это естественная потребность человека. Часто дети плачут, чтобы освободиться от гнева или боли. Попробуйте вместе с ним понять причину его плача, помочь ему, а если это необходимо - дайте ему возможность выплакаться.
17. Старайтесь почаще ставить ребенка в ситуацию выбора. Он должен имеет возможность самостоятельно делать выбор и принимать решения настолько чаще, насколько это возможно. В ситуации выбора ребенок может сделать то, что ему изначально делать не хотелось.
18. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
Эти приемы имеют универсальное значение и их можно использовать как в работе с детьми, пережившими сильную травму, например сексуальное насилие, так и в общении с обычными детьми для создания благоприятных условий их личностного развития.