Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ПОДСТАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ПОДСТАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции.
Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей.
Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного «цемента» общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов.
Патриотизм выступает не столько как долг перед чем-то внешним, сколько внутренней потребностью, так как его исполнение нужно не «Родине», а самому человеку, ведь именно это дает моральную ориентацию в жизни – человек становится не просто гражданином своей страны, но патриотом. Таких людей у нас в стране, по данным последних социологических исследований, более половины населения (58,3%), а привязанность к Республике Беларусь испытывают 84% граждан.
В различных жизненных обстоятельствах патриотизм будет проявляться по-разному: самопожертвование во время военных действий или иных экстремальных ситуаций – это высший акт патриотизма, высшее проявление свободы и независимости индивидуальной человеческой личности. И, наоборот, отказ жертвовать собой во имя рода, народа и родины в целях спасения собственной жизни есть высшее проявление антипатриотизма – то, что у всех народов называется одинаково: предательство родины, изменничество.
С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся Министерством образования проведена работа по введению в учреждениях общего среднего образования должности „руководитель по военно-патриотическому воспитанию“.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в школе, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно директору школы. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-организатором, учителями физической культуры и здоровья, а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом школы по данному вопросу.
Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы школы, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.
I. Государственные праздники, праздничные дни, памятные даты в Республике Беларусь.
Государственные праздники:
День Конституции – 15 марта;
День единения народов Беларуси и России – 2 апреля;
День Победы – 9 мая;
День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая;
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля;
День народного единства – 17 сентября.
Общереспубликанские праздники:
Новый год – 1 января;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь – 23 февраля;
День женщин – 8 марта;
Праздник труда – 1 мая;
День Октябрьской революции – 7 ноября.
Профессиональные праздники:
День спасателя – 19 января;
День белорусской науки – последнее воскресенье января;
День печати – 5 мая;
День семьи – 15 мая;
День пионерской дружбы – 19 мая;
День молодежи и студенчества – последнее воскресенье июня;
День знаний – 1 сентября;
День белорусской письменности – первое воскресенье сентября;
День библиотек – 15 сентября;
День пожилых людей – 1 октября;
День учителя – первое воскресенье октября;
День матери – 14 октября;
День отца – 21 октября;
День инвалидов Республики Беларусь – 3 декабря;
День прав человека – 10 декабря;
День белорусского кино – 17 декабря.
Памятные даты:
День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля;
День чернобыльской трагедии – 26 апреля;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа – 22 июня.
II. Праздничные даты (международные дни, учрежденные ООН, иными организациями, общественными объединениями):
Всемирный день заповедников и национальных парков – 11 января;
День юного героя-антифашиста – 8 февраля;
Международный день родного языка – 21 февраля;
Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1 марта;
Всемирный день дикой природы – 3 марта;
Всемирный день поэзии – 21 марта;
Международный день лесов – 21 марта;
Всемирный день водных ресурсов – 22 марта;
Всемирный день театра – 27 марта;
Международный день детской книги – 2 апреля;
Международный день спорта на благо развития и мира – 6 апреля;
Всемирный день здоровья – 7 апреля;
Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля;
Международный день полета человека в космос – 12 апреля;
Международный день памятников и исторических мест – 18 апреля;
Международный день Земли – 22 апреля;
Всемирный день книги и авторского права – 23 апреля;
Всемирный день охраны труда – 28 апреля;
Дни памяти и примирения, посвященные погибшим во Второй мировой войне – 8–9 мая;
Международный день музеев – 18 мая;
Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития – 21 мая;
Международный день биологического разнообразия – 22 мая;
Всемирный день без табака – 31 мая;
Международный день защиты детей – 1 июня;
Всемирный день окружающей среды – 5 июня;
День юннатского движения – 15 июня;
Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом – 26 июня;
Международный день дружбы – 30 июля;
Всемирный день борьбы с торговлей людьми – 30 июля;
Международный день молодежи –12 августа;
Международный день благотворительности – 5 сентября;
Международный день грамотности – 8 сентября;
Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября;
Международный день мира – 21 сентября;
Всемирный день туризма – 27 сентября;
Международный день пожилых людей – 1 октября;
Международный день музыки – 1 октября;
Всемирный день защиты животных – 4 октября;
Всемирный день учителей – 5 октября;
День Организации Объединенных Наций – 24 октября;
Международный день школьных библиотек – 24 октября;
Всемирный день науки за мир и развитие – 10 ноября;
Международный день энергосбережения – 11 ноября;
Всемирный день ребенка – 20 ноября;
Всемирный день борьбы со СПИДом – 1 декабря;
Международный день инвалидов – 3 декабря;
Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров) – 5 декабря;
Всемирный день прав человека – 10 декабря.