Рекомендации учителям

Причины школьной неуспеваемо­сти

      Неуспевающий ученик - это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, которые показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет.

      Проблема школьной неуспеваемости сохраняет свою актуальность до настоящего времени, несмотря на интенсивные научные поиски её решения психологами и педагогами. Эта проблема - предмет пристального внимания, особой заботы школьных учителей, так как важнейшим показателем эффективности педагогиче­ского труда остаётся успеваемость учащихся.
Всем известно, что не каждому ребёнку дано быть отличником, даже хорошистом - все дети разные. Их интересы, склонности, способности и возможности в усвоении школьной программы значительно отличаются. Вместе с тем очень часто в сегодняшней педагогической практике складываются ситуации, когда неуспевающий школьник оценивается как безответственный, никчём­ный человек, который «тянет» класс назад, снижает школьные показатели. Большинство педагогов связыва­ют неуспеваемость ученика с его ленью, нерадивостью, невоспитанностью, нежеланием учиться.
80 % учителей считают, что успешность обучения определяется трудо­любием, прилежанием, отношением к порученному делу. Возникают непонимание, неприязненное отношение к школьнику, конфликты, что не может не сказаться на его личностном развитии, взаимоотношениях с одноклас­сниками, педагогами, родителями. У ребят со стойкой неуспеваемостью часто снижаются самооценка и са­моуважение, появляются нарушения в эмоциональной сфере и поведении. И нередко такие ученики попадают в разряд «трудных».
Рассмотрим причины школьной неуспеваемо­сти:
1.    Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности
Учение - это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета, математических опера­ций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккурат­ность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно го­ворить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и на­выки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качества, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершен­ствуются вплоть до выпуска из школы. И если учи­теля и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.
         2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить
Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь матери­ал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей. Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний.                                          
 Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный по­знавательный материал требуется освоить за сравнительно неболь­шой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьезных при­чин нежелания многих детей учиться.                                     
         3.Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни
           
Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Когда школьник должен выбирать между необхо­димостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.
                  4.Однообразие жизни и учебного процесса
         
Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить - все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.
      5.Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще
Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним. На каждом уроке все такие же объяс­нения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообще­ние домашнего задания. Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения.
  
    6.Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей
Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.
        
               7. Социально-педагогическая запущенность (пробелы в знаниях и специальных умениях, пробелы в навыках учебного труда); умственное отставание (первичное, связанное с нарушениями работы головного мозга; вторичное, связанное с длительными пропусками в учении или пассивностью ученика; ЗПР);
             8. Церебральная астения (вялость, раздражитель­ность, плаксивость, повышенная утомляемость, низкая и неустойчивая работоспособность);
             9. Эмоциональные дефекты (слабое развитие эмоцио­нальной сферы личности);
            10. Неправильное патологическое развитие:
·         мотивационная незрелость (отсутствие положи­тельных познавательных интересов, мотивов, потреб­ностей; отрицательное отношение к учёбе);
·         нарушение определённых психических процессов (недостатки и нарушения в развитии восприятия, памя­ти, мышления, воображения, внимания);
·         нарушение динамики психической деятельности (волнение ребёнка, неуверенность, страх);
·         сенсорные проблемы (нарушение зрения, слуха);
·         логопедические нарушения (нарушение процесса письма (дисграфия), нарушение фонематического вос­приятия, задержка развития моторных функций);
·         эмоциональные расстройства (невротические расстройства, неврозы проявляются в виде заикания, непроизвольного подергивания век, мышц лица, щей);
              11.Недостатки семейного воспитания (психологиче­ские сложности в семье);
              12.Нарушения в сфере отношений, в том числе и к само­му себе (низкая самооценка, неуверенность в себе).
      Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, если же не увидишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Поэтому учителю необходимо внимательно посмотреть на сво­их учеников и вовремя увидеть начальные признаки неуспеваемости:
         увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий;
         невыполнение отдельных домашних заданий;
         частые обращения за помощью;
         появление симптомов снижения интереса к пред­мету.
         К сожалению, ещё многие учителя, не сомневаясь ни минуты и не пытаясь разобраться в причинах школьных неудач ребёнка, относят неуспевающих учеников к категории «неспособных» или, ещё того хуже, «умственно неполноценных». При этом очень быстро перестают обращать на них внимание, ставят тройки только для того, чтобы перевести в следующий класс, и не думают о том, что этим самым обрекают детей на стойкую неуспеваемость, положение изгоя в классе. Как правило, у таких учеников в дальнейшем развивается негативное отношение к школе, патологическое формирование личности и характера.
      Практика показывает, что тетради неуспевающих учеников бывают типичными: двойки, , единицы, перечёркнутые красным карандашом задания и грозные послания родителям: «Задание не выполнено», «Почему так много ошибок?», «Ваш ребёнок не хочет работать!» и т.д. В результате неуспевающий ученик совершенно теряет веру в свои силы, желание учиться, чувствует своё положение безвыходным. Неправильно организован­ная педагогическая коррекция наносит большой вред, осложняет и без того тяжёлое положение, способствует развитию невротических расстройств, реакции про­теста и в конечном итоге приводит к отрицательному отношению к учению, девиантному поведению.

А если действовать по-другому?   Постараться вы­яснить причины неуспеваемости, поговорить с ро­дителями, посмотреть, в каких условиях рос и раз­вивался ребёнок, подумать, чем можно помочь.