Рекомендации родителям

Некоторые положительные моменты влияния на детей в ситуациях драк и ссор:
 
  • Не заступайтесь (не вставайте на сторону того, или иного ребенка): вы можете молча разнять детей, отвести их в разные комнаты; вы можете отобрать (молча!) опасные предметы, не останавливая при этом драку, чтобы ее ответственность за ее окончание лежала на самых детях; вы можете молча наблюдать и присутствовать.
  • Успокойте дерущихся детей: присядьте, ласково посмотрите на них; добейтесь того, чтобы они успокоились, а потом можете забрать предмет их спора со словами: «Вы снова получите это, как только придете к согласию и найдете решение». 
  • Опишите на словах (прокомментируйте) то, что видите во время драки: не предосудительно! Это может помочь ребенку понять, что он делает что-то не так. 
  • Отнеситесь с пониманием и сочувствием к их злости, не отрицая и не пытаясь урезонить это чувство. Дайте валидизацию чувств и они потеряют свою силу. Это шаг к тому, что ребенок сможет высказать свой гнев по отношению к обидчику.
  • Помогите им договориться ток, чтобы обе стороны остались со своими интересами. Делайте это, успокоив детей: «Как же можно разрешить ваш спор, чтобы вы все были довольны?» Ко второму: «Как ты думаешь, чего хочет от тебя первый?» К первому: «Это так?» «Итак, если второй сделает так, как ты хочешь, то ты сделаешь то, о чем он тебя просит? Скажи «Я хочу…». «Спасибо вам, что разобрались». 
  • Дайте им подслушать ваш разговор с другом, в котором вы невзначай напомните им, какой же хороший выход они нашли сами в сложной ситуации.
  • Если драка причиняет вам много беспокойства, то выйдите из помещения и прогуляйтесь. Убедитесь в том, что вы не уходите из дому в порыве злости и не хлопаете за собой дверьми. Ничего не говорите, просто сделайте это спокойно и молча. 
  • Помогите детям осознать всю боль и тщетность такого явления, как драка. «Какие чувства вы испытываете, когда деретесь? Разве это не причиняет вам боль?» - не нотации. 
  • Обучите их технике самоконтроля. Обучите глубокому дыханию, считать до 10 и пр. 
  • Если ребенок всегда уступает и сдается на милость победителя, то научите его умению отстаивать себя и свои права. Тренироваться, прикрикивая «Перестань!», повышая голос. 
  • Научите ребенка умению уважительно и весело входить в компанию играющих сверстников (на примере ролевых игр). 
  • Научите их умению общаться эффективно и искренне, высказываясь примерно так: «Я считаю… когда ты… потому что… я хочу, чтобы ты…».
  • Если дети ревностно относятся к своим недостаткам, сравнивая их с достоинствами других, дайте им понять, что они сами по себе являются цельными и совершенными натурами, не обладающими одинаковыми качествами с другими людьми.
  • Научите их умению меняться игрушками и поочередно сменять друг друга в каком-либо деле (используйте таймер или часы в такой игре). 
  • Научите их умению проявлять инициативу в стремлении приходить на помощь другим детям, своим братьям и сестрам в частности, если они вдруг попали в беду или обидели друг друга. («Что бы ты мог сказать или сделать, чтобы твоего другу стало легче? Может тебе самому лучше спросить его об этом?»). 
  • Не поощряйте ябедничество: «Он бьет меня!» - «Должно быть, тебе больно. Интересно, что же ты предпринимаешь для того, чтобы он этого больше не делал?» 
  • Поощряйте ребенка за то, что он делает все от него зависящее в личном плане, не надо поощрять в нем дух соперничества по отношению к другим: «Я все сделала отлично, а Денис не сумел!» - «Похоже, ты уж очень постарался и сделала все, что могла», а не «Хорошо бы ему взяться за ум и делать все так же хорошо, как ты это делаешь». 
  • Совершите неожиданный поступок (дети обзывают друг друга, а вы присоединитесь: «Здорово! Ты - … Ну, а что ты скажешь?»)
  • Не выносите сами приговор в споре, создайте обоим сторонам одинаковые условия - поместите детей в одну лодку (спор, а ваша реакция: «Когда вы вдвоем решите этот вопрос, тогда подойдите ко мне и скажите об этом»).
 
ОШИБОЧНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
относительно необходимости решать спор кулаками
 
  • Я не могу получить желаемое, применив силу.
  • Я не могу завоевать признание в борьбе.
  • Кто сильнее, тот важнее.
  • Другие не дадут мне пустить в ход свои кулаки, прежде чем кто-либо не пострадает.
  • Мне нет необходимости подсчитывать, какой ценой я приду к победе.
  • Со мной не будут считаться до тех пор, пока я не сумею сделать то, что хочу.
  • Мне придется либо отстоять себя в драке, либо уступить.
  • Если меня обидели, я должен отомстить обидчику.
  • Бессмысленно ходить вокруг да около, мне надо бороться за свою долю.
 
 
 
ВЗРОСЛЫЕ ТОЛЬКО УСУГУБЯТ ДРАГУ, ЕСЛИ БУДУТ:
 
þ Заступаться за того или иного ребенка или выносить приговор («В прошлый раз ты уже сидел на переднем сидении, теперь очередь твоей сестры»).
þ Сравнивать с другими для того, чтобы подчинить детей общепринятым нормам поведения («Неужели ты не можешь также хорошо учиться, как твоя сестра?»)
þ Говорить детям, что нельзя испытывать негативные чувства в отношении родных братьев и сестер («Ты что это так ненавидишь свою сестру? Ты ведь любишь ее. Тебе надо научиться делиться с ней. Не хорошо распускать свои руки. К тому же ты ведь старше ее. Не обижай ее, она же еще маленькая, и ты лучше знаешь, как себя вести в данном случае»).
þ Насильно заставлять братьев и сестер делиться друг с другом.
þ Упрашивать ребенка отказываться от своих притязаний в пользу брата или сестры.
þ Когда взрослые скандалят, они могут стать непроизвольной моделью того, как надо отвечать обидчику, чтобы добиться желаемого результата в отношениях.
þ Кричать или распускать руки на детей, пользуясь своим преимуществом.
þ Неуважительно относиться к отличительным особенностям ребенка и выставлять их напоказ перед другими.
þ Если ребенок почувствует, что его уникальность почитается и находит признание, то его соперничество по отношению к другим заметно ослабнет.
þ Пытаться восстановить справедливость.
 
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА
 
  • Громко петь любимую песню.
  • Пометать дротики в мишень.
  • Попрыгать на скакалке.
  • Используя «стаканчик для крика», высказать все свои отрицательные эмоции.
  • Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мечом.
  • Устроить «бой» с боксерской грушей.
  • Быстрыми движениями руки стереть с доски.
  • Пробежать несколько кругов вокруг дома.
  • Передвинуть в квартире мебель.
  • Постирать белье.
  • Отжаться от пола максимальное количество раз.
  • Сломать несколько игрушек.
  • Устроить соревнование «Кто громче крикнет? Кто выше прыгнет? Кто быстрее пробежит?»
  • Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  • Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
  • Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
 
Выберите для себя и для своих детей приемлемые приемы

 и в состоянии гнева не держите его в себе, а выплесните!!!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ
- необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на не полное право;
- помочь ребенку в преодолении тревоги, создавая условия, в которых ему будет не так страшно;
- делайте вместе с ребенком, но не вместо него;
- можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени (боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то);
- не забывайте, что ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей;
- если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним;
- будьте сами более оптимистическими, следите за выражением своего лица, чаще улыбайтесь, убеждайте ребенка, что все будет хорошо;
- старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу ''нет худа без добра'';
- если ребенок напряжен, предложите ему упражнения на расслабление: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное;
- общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей;
 - будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше;
- учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой – либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить;
- доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть;
 - чаще используйте ласковый телесный контакт;
 - демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
 - способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, но так, чтобы он знал, за что;
- не предъявляйте завышенных требований старайтесь делать как можно меньше замечаний;
- используйте наказание лишь в крайних случаях, ребенка не унижайте, наказывая.
 
Родители, помните! Дети учатся у жизни!
- если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.
- если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.
- если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.
- если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
- если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
- если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
- если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.
- если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
- если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
- если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
- если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!